Трудно найти в мире более близкие народы, чем русские и грузины. Их объединяют история, религия, многовековое добрососедство, сотрудничество в самых разных начинаниях.
Началом российско-грузинских государственных отношений считается 1491 год, когда Великий князь московский Иван Третий принял послов кахетинского царя Александра Первого. Александр просил у Ивана помощи и союза. Русские государственные деятели очень тепло приняли послов. Грузия для Москвы оказалась естественным союзником в борьбе с турками и персами. И хотя ещё не окрепшее Московское царство не могло вступить в решительную борьбу против Османской империи и Ирана, этот приезд послов послужил началом уже не прекращающихся дружеских, государственных и политических связей Грузии и России. В шестнадцатом столетии был заключён первый русско-грузинский договор о дружбе, который назвали «Клятвенной книгой». Его подписали кахетинский царь Александр Второй и московский царь Фёдор Иоаннович. В 1648 году в ознаменование крепнущих союзных отношений из Афонского Иверского монастыря, являвшегося важнейшим центром грузинской культуры, в Москву был доставлен список высоко почитавшейся иконы Иверской Божьей Матери. Для иконы рядом с Никольским монастырём была выстроена специальная часовня, которая была снесена при советской власти и восстановлена в 1995 году. В благодарность за дар афонских монахов царь Алексей Михайлович передаёт греческим священнослужителям Никольский монастырь.
К этому времени в столице российского государства уже существовала значительная грузинская колония, и селиться грузины стали неподалёку от Греко-Никольского монастыря (по причине «греческой веры»). Здесь же хоронили и представителей грузинской знати.
В 1653 году в Москву приехал царевич Ираклий, с большим почётом принятый царём и его окружением, а через четыре года его дед Теймураз Первый. Это был первый грузинский царь, посетивший Москву. Позже ко двору Фёдора Алексеевича отправит своих сыновей Александра и Мамуку Арчил Второй, а затем и сам приедет в Россию, потерпев поражение в войне с персами. Царевич Александр вскоре станет участником военных игр будущего императора Петра Первого, который позже сделает его первым русским генерал-фельдцейхмейстером, ведавшим артиллерией. Во время первой войны со шведами Александр попадёт в плен, где с ним будут обращаться с особой жестокостью. Пётр попытается выкупить своего любимца, но шведы заломят невероятную цену — 10 бочек золота (!), которых просто не было у царя. Да и сам Александр отказался от подобной сделки: «Не токмо словом, но и в помысле своём не думали мы причинить ущерб отечеству. На то мы званы: терпеть и умереть за интерес государя и отчизны». Наконец, с большим трудом будет достигнута договорённость об обмене царевича на 60 пленных шведских офицеров, но в последний момент шведский король передумает. Александр так и умрёт в плену.
О большом влиянии грузин в Москве, как и о крепости русско-грузинской дружбы свидетельствует передача Петром Первым Донского монастыря в ведение царя Арчила. В 1705 году настоятелем монастыря назначается архимандрит Лаврентий Имеретинский, который достраивает Большой собор, возводит массивные кирпичные стены с бойницами (Москва всё ещё опасалась вторжения неприятеля). Монастырь становится политическим и религиозным центром грузин, обретших в России свою вторую родину.
К этому времени здесь уже обосновались 20 княжеских родов, около 150 семей людей служивых и духовенства. Под алтарём Большого собора было положено начало самой крупной усыпальницы грузинских военных и политических деятелей 18 столетия. Здесь похоронены и Арчил Второй, и его сыновья Александр, Мамука, Давид, и дочь Дареджан. Ни в самой Грузии и нигде вообще мы не найдём такого количества похороненных вместе грузинских прославленных исторических лиц, как в этом монастыре. Именно поэтому Донской монастырь явится одним из важнейших объектов для проведения киносъёмок. И здесь есть, что снимать. Позже в Москве появятся ещё два района, заселённых грузинами.
Празднование победы над шведами в 1721 году и заключения триумфального Ништадского мира Пётр Первый неожиданно для многих начал в селе Всесвятском. Село это находилось в семи верстах от Москвы и было пожаловано царевичу Александру, а после смерти царевича перешло к его сестре Дареджан. Пётр выбрал это село не только для празднования и веселия (хотя гости прибыли сюда в маскарадных костюмах, а некоторые в санях, запряжённых шестёрками свиней и собак). Император провёл здесь секретные переговоры с доверенными лицами грузинского царя Вахтанга Шестого. Решив первую историческую задачу — выход России к Балтийскому морю, Пётр сразу же приступает ко второй — завоеванию южных территорий и выходу к Каспию. В борьбе с персами он хотел опереться на Грузию. И Грузия откликнется на его призыв, встанет рядом с русским царём в борьбе против персов.
К сожалению, поход окажется неудачным (погибнет во время шторма российский флот с продовольствием, начнётся падёж лошадей, а в Грузию вторгнутся турки). Потребуется почти сто лет, чтобы сбылась мечта Вахтанга о единении двух народов. Но даже многочисленные бедствия, обрушившиеся на грузинского царя, не заставили его пожалеть о союзе с русским царём.
Сегодня о тайных переговорах, происходивших в селе Всесвятском накануне персидского похода, напоминает церковь, возведённая царевной Дареджан и сохранившаяся до сегодняшних дней (сегодня это район станции метро «Сокол»). Расписывали церковь грузинские мастера. Как строитель храма, Дареджан могла посвятить его по своему усмотрению, но она решила оставить прежнее посвящение (на этом месте стояла деревянная церковь). Дареджан как бы подчеркнула этим, что в наименовании церкви Всех Святых она объединяет и грузинских святых, и святых своей второй родины, гостеприимно её принявшей. При этой церкви возникнет третий пантеон грузинских деятелей в Москве (здесь похоронены родственники П. И. Багратиона и главнокомандующего русскими войсками на Кавказе князя П. Д. Цицианова).
Другим новым районом, заселённым грузинами, станет Грузинская слобода (территория между Красной Пресней и Тверской улицей, между Грузинским валом и Садовым кольцом). К сожалению, до наших дней дошла почти одна топонимия: Большая и Малая Грузинские улицы, Грузинский вал, Грузинская площадь. Слобода появилась на месте Воскресенского села, которое пожаловал Пётр Второй грузинскому царю Вахтангу Шестому, приехавшему в Москву с сыновьями Бакаром и Георгием в окружении большой свиты. Сегодня там, где стоял дом грузинского царя с садом, а вокруг него деревянные дома для свиты, разбит сквер, на котором возвышается памятник Шота Руставели. Неподалёку от него — музей-мастерская Зураба Церетели, филиал музея современного искусства (мы его обязательно посетим), и памятник, посвящённый Георгиевскому трактату (с которого мы начали наш рассказ). Двор Вахтанга в Москве был культурным центром, где собирались жившие в России грузины — учёные, писатели, политики, дипломаты. Достаточно назвать имена Иосифа Самебели, Давида и Христофора Гурамишвили, братьев Орбелиани, Бараташвили и Джавахишвили.
Грузинская колония жила интересами своей родины. Учёные и писатели переводили на родной язык лучшие произведения русской литературы, внося большой вклад в сближение двух народов. Вахтанг отказался от предложения Надир-шаха вернуться на грузинский трон, хорошо понимая, что тогда ему придётся во всём ориентироваться на Персию, а он мечтал о другом союзе. Последние годы жизни Вахтанг проведёт в Астрахани вместе с семьёй. Там он и умрёт в 1737 году. Его похоронят в кафедральном соборе. Эмиграция Вахтанга в Россию сыграла большую роль. Она подтвердила стремление к союзу с Россией, продемонстрировала последовательность этой линии в грузинской политике, показала, что альтернативы союзу с Россией нет. Выполнить эту задачу предстояло уже следующему поколению грузинских политиков во главе с Ираклием Вторым.
Понимая, что о возвращении в Грузию в ближайшие годы речь уже не идёт, многие грузины, приехавшие с Вахтангом, принимают решение служить России. Императрица Анна Иоанновна зачисляет грузин-эмигрантов в разряд русских подданных. Уже в 1738 году было сформирована Грузинская гусарская рота, отличившаяся уже на следующий год в войне против турок. Ещё через два года рота будет преобразована в полк. «Грузины свою службу исполняют отважно… ведут себя, как подобает отважным и надёжным людям, так что большего от них требовать невозможно…» — таковы отзывы русских командующих. Отличатся грузинские воины и в Семилетней войне.
Екатерина Великая вспомнит о Грузии во время очередной русско-турецкой войны. В 1770 году она пошлёт четырёхтысячный корпус для совместных действий с грузинскими царями Ираклием Вторым (Картли-Кахети) и Соломоном Первым (Имеретия) против Османской империи. Целью этой военной операции было отвлечение турецких сил с европейского театра военных действий. Грузины с радостью встретят предложение о совместной борьбе против турок. Они надеялись с помощью русских войск освободить захваченные врагом территории. Однако, несмотря на несколько одержанных побед, эта война не вылилась в освободительную войну. После успехов на европейском театре русские войска будут отозваны, как выполнившие свою задачу. И всё-таки их присутствие в Грузии станет очередным шагом в деле сближения двух народов. А оно шло по многим линиям. Например, к этому периоду относится основание в Тбилиси грузинского театра, который был создан молодёжью, получившей образование в России. Несмотря на то, что Екатерина долго недооценивала значение Грузии в борьбе против Турции и Персии, она всё-таки не хотела терять своего влияния на эту страну. Тем более, что Ираклий продолжал просить о заключении военного союза между двумя странами. И его настойчивость привела к успеху.
В 1783 году в крепости Святого Георгия на Северном Кавказе был подписан трактат о переходе Грузии под протекторат России, получивший известность как Георгиевский трактат. Картли-Кахети, обретшая после многих лет иноземного господства независимость, вновь, на этот раз добровольно, теряла её, исходя из собственных интересов. Ираклий хотел, чтобы всем «видно было, что я нахожусь точным подданным российского государства, и моё царство присовокуплено к Российской империи». Сначала Ираклий предлагал те формы зависимости, которые ранее Грузия имела от Ирана — прислать к российскому двору в качестве заложника одного из своих сыновей, выплачивать империи по 70 копеек с каждого двора, ежегодно присылать 14 наилучших лошадей и 2000 вёдер вина. Это предложение было отклонено как «странное и совсем не ко времени».
В итоге был заключён договор, по которому Ираклий признавал покровительство России и частично отказывался от самостоятельной внешней политики, обязываясь своими войсками служить российской императрице. Екатерина выступала гарантом независимости и целостности территории Картли-Кахети, что резко ослабляло позиции Ирана и Турции в Закавказье. В связи с заключением трактата было начато строительство Военно-Грузинской дороги, вдоль которой было сооружено несколько укреплений, в том числе крепость Владикавказ. Стал вновь заселяться Тбилиси. В городе открылись первая аптека, ботанический сад.
Однако в конце 18 столетия Картли-Кахетинское царство переживало исключительно тяжёлые времена — мятежи князей-феодалов, набеги лезгин. Занявший престол сын Ираклия — Георгий снова стал просить Россию о помощи. К этому времени в Петербурге укрепилось понимание, что обладание Грузией может сыграть важную роль при реализации давних планов захвата Константинополя и проливов. Начались переговоры о дополнении и пересмотре Георгиевского трактата. На этот раз речь уже шла о желании «навсегда принять подданство Всероссийской империи, обязуясь свято исполнять всё то, что исполняемо российскими подданными».
Все условия были согласованы при Павле Первом, но манифест о присоединении Грузии к России провозглашён уже после его смерти — при Александре Первом. Грузинское дворянство было уравнено в правах с российским, а членам царской фамилии пожалованы большие имения в европейской части России. Вскоре будут присоединены также Имеретия, Мингрелия, Гурия. Крутой поворот в истории Грузии свершился. «Наступило новое время, время покоя и безопасности жизни для обескровленной и распятой на кресте Грузии, которую господь создал земным раем для человека» (Илья Чавчавадзе).
К этому времени грузинские колонии начинают появляться не только в столицах, но и в различных регионах России — на Волге, на Украине, на Северном Кавказе. В горных районах Грузии – Рача, Лечхуми, Сванетия – население занималось в основном скотоводством и имело возможность уходить на отхожие промыслы, нанимаясь на работы на сенокосах, уборке урожая. Некоторые оседали в России и таким образом , к концу 19-го и началу 20-го веков такая колония образовалась и в Кисловодске
Представители грузинской диаспоры пользовались известностью на КМВ в первую очередь как превосходные организаторы общественного питания. Содержателями лучшего в Кисловодске ресторана при курзале Владикавказской Железной Дороги являлись последовательно грузины Габуния и А.Л. Шавгулидзе. Содержателем кафе при Замке Коварства и Любви был некий Кокошвили. Форель, приготовленная в этом кафе, славилась своими особыми вкусовыми качествами и удостаивалась высокой оценки даже врачей – авторов путеводителей по КМВ. Грузинские предприниматели, как видно из рекламы в газетах «Кавказские Минеральные Воды», «Пятигорское Эхо» занимались также виноторговлей и продажей различных азиатских товаров (Шавгулидзе, Отаришвили и др.).
На сегодняшний день в Кисловодске проживает около 300 семей (1500 человек), в основном выходцев из горной Рачи, сел Геби, Чиора, Уцера…